неділя, 11 травня 2014 р.

Історія в піснях


Бесіда з дорослими і дітьми


З кожним роком все далі від нас страшна війна. Іноді навіть чую: «Не варто лякати дітей, розповідаючи про Велику Вітчизняну війну». Але ж це історія нашої країни, кожного з нас, наша пам’ять, наш біль... Він пройшов через кожну родину: хтось ніколи не бачив дідуся, бабусю, у когось немає тата, мами, сестрички, братика…

Про війну мають знати і прийдешні покоління: байдужість ніколи не доводила до добра. І от зараз тривожно у нашій країні і слова пісні «Мой милый, если б не было войны…» через 71 рік знову стали цілком реальними…


Не так важливо пам’ятати дати, назви, цифри… Про це можна прочитати у книгах, побачити у документальних фільмах. Мені здається, що історію важливо відчувати: всі важливі події мають пройти через наші емоції, наші почуття. Тоді ми не залишимось байдужими, будемо мати власну думку і сміливість її відстоювати.
Особисто мені про війну багато розповіли пісні тих років, адже спогади часто збираються по крихіткам, та й далеко не всі охоче згадують. Тож послухаймо пісні тих років, пісні людей, що пережили війну, і тих, хто ніколи її не бачив, але через роки відчув краще інших. Сьогодні пісні про війну звучать по-іншому, покоління людей, хто війни ніколи не бачив, інакше сприймають їх: через сучасні події, розповіді учасників війни, фотографії, фільми… Але вони торкаються душі кожного з нас, спонукають до роздумів, дій.

Прощание Славянки

Слова Владимира Лазарева, музыка Василия Агапкина

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости — прощай, прости — прощай...

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости — прощай, прости — прощай...

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!

Нет, не будет душа безучастна
Справедливости светят огни...
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости — прощай, прости — прощай

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
А песня — ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.



На безымянной высоте

Слова Михаила Матусовского, музыка Вениамина Баснера

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших.
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда…
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем.
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Поет Юрий Гуляев

Он не вернулся из боя

Владимир Высоцкий

Почему все не так, вроде все, как всегда,
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять — кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя,
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое.
Он мне спать не давал, он с восходом 
                                                             вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь — не про то разговор,
Вдруг заметил я — нас было двое.
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась будто из плена весна
По ошибке окликнул его я
Друг, оставь покурить, а в ответ тишина
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде
Наши павшие как часовые
Отражается небо в лесу как в воде
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих,
Все теперь — одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.



Темная ночь

Слова Владимира Агатова, музыка Никиты Богословского

Темная ночь только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах тускло звезды мерцают
В темную ночь ты любимая знаю не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами
Темная ночь разделяет любимая нас
И тревожная черная степь пролегла между нами

Верю в тебя в дорогую подругу мою
Эта вера от пули меня темной ночью хранила
Радостно мне я спокоен в смертельном бою
Знаю встретишь с любовью меня что б со мной ни случилось
Смерть не страшна с ней не раз мы встречались в степи
Вот и теперь надо мною она кружится
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь
И поэтому знаю со мной ничего не случится

Поёт Марк Бернес

Поёт Муслим Магомаев

До свидания, мальчики

Булат Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат...
До свидания, мальчики!
                                Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
                       и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
                                  Девочки,
постарайтесь вернуться назад.



Если б не было войны

Слова Игоря Шаферана, музыка Марка Минкова

Ещё до встречи вышла нам разлука,
А всё же о тебе я вижу сны,
Да разве мы б прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.

Наверно, я до срока стала старой,
А только в этом нет твоей вины,
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.

И снова ты протягиваешь руки,
Зовёшь из невозвратной стороны,
Уже б ходили в школу наши внуки,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.

Никто калитку стуком не тревожит,
И глохну я от этой тишины,
Ты б старше был, а я была б моложе,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.

Да разве мы б прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны...

Поет Валентина Толкунова

Поміркуйте наскільки крихкий мир: навіть необережне слово може його зламати. Тож нашою спільною справою має стати збереження злагоди у країні, спокою сьогоднішніх і майбутніх поколінь. Адже цього за нас ніхто не зробить. Схилимо голову перед всіма учасникам війни: вони ціною власного життя і здоров’я зберегли мир для нас.
Бережіть мир, цінуйте кожну хвилинку свого життя і життя інших, не дайте зруйнувати все це!







Автор: Ірина Стеценко

Немає коментарів:

Дописати коментар